среда, 20 марта 2013 г.

Лекция 5. Экспертные и аналитические методы в оценке электронных средств учебного назначения

Ответьте в своих комментариях на следующие вопросы:
  1. В чем разница между дидактическими и методическими требованиями к педагогическим программным средствам?
  2. Какие методы оценки электронных средств учебного назначения вы знаете?

16 комментариев:

  1. 1)Методы оценки:дидактические
    методические
    технические
    эргономические
    эстетические
    2)Дидактическое требование предполагают, что педагогические программные средства предоставляют научно-достоверные сведения в области изучаемой науки. При этом использование возможности моделирования или имитации изучаемых объектов, явлений или процессов. При этом обучаемый привыкает к экспериментально-исследовательской деятельности, способствующей развитию его творческого потенциала в определении закономерностей изучаемых явлений, и позволяет приблизить учебный эксперимент к научным методам исследования.
    Методические требования предполагают учет своеобразия и особенности конкретизации учебного предмета;учет современных методов обработки информации.

    ОтветитьУдалить
  2. 1)Дидактические требования
    требование научности (включает в себя: соответствие содержания образования уровню современной науки; создание у обучающихся верных представлений об общих методах научного познания);
    требование доступности (выражается в определении степени теоретической сложности и глубины изложения учебного материала, тесно связано с учетом индивидуальных особенностей мыслительной деятельности и памяти обучаемых, а так же с уровнем их подготовки и развития);
    требование проблемности обучения (актуализация данного требования обусловлена тем, что когда обучаемый сталкивается с проблемной ситуацией, которую ему надо разрешить, его мыслительная активность возрастает; при использовании компьютерного демонстрационного эксперимента возможна более яркая наглядная постановка учебной проблемы и не менее яркое представление путей ее решения);
    требование наглядности (следует отметить, что компьютерное представление учебной информации отличается высоким качеством, динамичностью, направленностью на полисенсорное восприятие информации, следовательно, можно существенно повысить наглядность обучения за счет использования возможностей компьютерного представления информации);
    требование активизации самостоятельной деятельности (данное требование выполняется в некоторой мере, так как обеспечивается самостоятельная разработка и составление обучаемыми индивидуальных моделей);
    требование адаптивности (означает приспособление процесса обучения к индивидуальным возможностям обучаемого – к уровню знаний, умений, психологическим характеристикам того или иного ученика);
    требование интерактивности (предполагает диалог программы и пользователя);
    требование развития интеллектуального потенциала (подразумевает формирование различных стилей мышления; умений принимать оптимальное решение в проблемной ситуации; определенных умений по обработке информации).
    Методические требования
    Они предполагают учитывать своеобразие и особенность конкретного учебного материала, специфику изучаемой науки, его понятийного аппарата, методов исследования и реализации обработки информации. Необходимо, чтобы был обоснован выбор темы учебного предмета при разработке педагогических программных средств с помощью аргументации педагогической целесообразности определения методических целей, достижение которых возможно только при создании данного педагогического средства.
    2) *экспертные
    *аналитические

    ОтветитьУдалить
  3. 1)Отличие в том,что методические требования более содержательны по своим критериям в отличий от дидактических требований.
    2)Методы оценки электронных средств учебного назначения: экспериментальная, экспертная, комплексная.

    ОтветитьУдалить
  4. 1)Отличие в том,что методические требования более содержательны по своим критериям в отличий от дидактических требований.
    2)Методы оценки:дидактические
    методические
    технические
    эргономические
    эстетические

    ОтветитьУдалить
  5. 1)Дидактическое требование предполагают, что педагогические программные средства предоставляют научно-достоверные сведения в области изучаемой науки. При этом использование возможности моделирования или имитации изучаемых объектов, явлений или процессов. При этом обучаемый привыкает к экспериментально-исследовательской деятельности, способствующей развитию его творческого потенциала в определении закономерностей изучаемых явлений, и позволяет приблизить учебный эксперимент к научным методам исследования.
    Методические требования предполагают учет своеобразия и особенности конкретизации учебного предмета;учет современных методов обработки информации.
    2)Методы для отценки качества програмных средств учебного назначения:
    - экспериментная отценка
    - экспертная отценка
    - комплексная отценка(экспертно-аналитическая)

    ОтветитьУдалить
  6. 1) Дидактические требования к педагогическим программным средствам

    Научность. Она предполагает, что педагогические программные средства предоставляют научно-достоверные сведения в области изучаемой науки. При этом использование возможности моделирования или имитации изучаемых объектов, явлений или процессов. При этом обучаемый привыкает к экспериментально-исследовательской деятельности, способствующей развитию его творческого потенциала в определении закономерностей изучаемых явлений, и позволяет приблизить учебный эксперимент к научным методам исследования.

    Доступность. Это требование означает, что предъявляемый материал формы и методы учебной деятельности должны соответствовать уровню подготовки обучаемых и их возрастным особенностям. Для установления доступности понимания учебного материала используют тестирование, от результатов которого зависит ход дальнейшего обучения с помощью педагогических программных средств.

    Адаптивность. Это требование означает реализации индивидуального подхода к каждому обучаемому и состоит в использовании различных средств наглядности и уровней дифференциации учебного материала по сложности, объёму и содержанию.

    Систематичности и последовательности обучения. Это требование предполагает последовательность и преемственность во владении знаниями, умениями, навыками.

    Компьютерная визуализация учебной информации. Предполагает применение современных средств визуализации с помощью статической и динамической компьютерной графики и применение средств мультимедиа, а также широкое использование моделей, которые позволяют представить динамику развития процессов и явлений во времени и пространстве с сохранением возможности диалогового общения пользователя с программой.

    Обеспечение сознательности обучения, самостоятельности и активизации деятельности обучаемого. Это требование обеспечивается предоставлением средств для самостоятельных действий обучаемого по извлечению учебной информации при чётком понимании целей и задач обучения. Активизация самостоятельной деятельности обучаемого обеспечивается возможностью управления обучаемой программой, выбора режима обучения, наличия вариантов при принятии самостоятельного решения и создания позитивных стимулов, побуждающих к учебной деятельности. Это могут быть игровые ситуации, различные средства визуализации, юмор, обучающие программы.

    Обеспечение интерактивного диалога. Это требование предполагает необходимые организации возможности выбора вариантов содержания обучения и режимов учебной деятельности, осуществляемой с помощью педагогических программных средств.

    Развитие интеллектуального потенциала предполагает обеспечение развития различных типов мышления алгоритмического, наглядно-образного или теоретического. Кроме того, формирование умения выбрать вариант в сложной ситуации и умении обработать информацию на основе систем обработки данных информационно-поисковых систем или базы данных.

    Суггестивная обратная связь. Она предполагает обеспечение реакции программы на действие пользователя с возможностью получить совет или рекомендацию о дальнейших действиях. При этом необходимо обеспечить возможность приёма и выдачи вариантов совета, анализа ошибок и их коррекции.

    ^ Методические требования к педагогическим программным средствам

    Они предполагают учитывать своеобразие и особенность конкретного учебного материала, специфику изучаемой науки, его понятийного аппарата, методов исследования и реализации обработки информации. Необходимо, чтобы был обоснован выбор темы учебного предмета при разработке педагогических программных средств с помощью аргументации педагогической целесообразности определения методических целей, достижение которых возможно только при создании данного педагогического средства.

    2) экспериментальная, экспертная, комплексная.

    ОтветитьУдалить
  7. 1) Методические требования более содержательны по своим критериям в отличий от дидактических требований.
    2)Методы оценки:
    - дидактические
    - методические
    - технические
    - эргономические
    - эстетические

    ОтветитьУдалить
  8. 2.Методы оценки:дидактические, методические, технические, эргономические, эстетические.
    1.Дидактические требования более содержательны по своим критериям в отличии от методических.

    ОтветитьУдалить
  9. Диагностические, тестовые программы, цель которых — констатация причин ошибочных действий обучаемого, оценка его знаний, умений, навыков, установление уровня его обученности или уровня интеллектуального развития.

    Методические программные средства , предназначенные для конструирования программных средств (систем) учебного назначения, подготовки или генерирования учебно-методических и организационных материалов, создания графических или музыкальных включений, сервисных "надстроек" программы
    2. Экспертная оценка качества ЭСОН позволяет повысить обоснованность выводов за счет привлечения к этой работе опытного эксперта или экспертов. При этом экспертиза электронных программно-методических и технологических средств учебного назначения заключается в утверждении компетентного мнения большинства экспертов, знающих данную область и имеющих научно-практический потенциал для принятия решения.

    Экспертная оценка качества электронных средств учебного (образовательного) назначения предполагает осуществление комплексной психолого-педагогической, содержательно-методической, дизайнэргономической и техникотехнологической экспертизы, причем экспертно-аналитическая оценка психолого-педагогического и программно-технического качества ЭСОН и целесообразности его использования в процессе обучения основана на трехэтапной деятельности эксперта (анализ, экспертиза, формирование рекомендаций по доработке) с последующей апробацией экспертируемого программного средства в учебном процессе (возможны циклы).

    При осуществлении экспертной оценки психолого-педагогического программно-технического качества электронных программно-методических и технологических средств учебного назначения экспертами формируется набор показателей для характеристики этих средств и заполняются специальные оценочные листы качества электронного средства образовательного назначения.

    Оценочный лист качества программного средства учебного назначения служит для формирования резюме о пригодности или непригодности применения ЭСОН в процессе обучения на основе ответов эксперта.

    Критериальная оценка качества электронных программно-методических и технологических средств основана на использовании критериев оценки качества и зачастую специальных методик оценки, изложенных в государственных стандартах, отраслевых стандартах и других нормативных и технических документах.

    ОтветитьУдалить
  10. 1. Методические требования - учет особенности учебного предмета; учет специфики науки; реализация современных методов обработки информации, а дидактические требования - это требования, построенные на дидактических принципах и способствующиее реализации этих принципов.
    2. экспериментальная
    экспертная
    комплексная

    ОтветитьУдалить
  11. 1)Дидактические требования
    требование научности (включает в себя: соответствие содержания образования уровню современной науки; создание у обучающихся верных представлений об общих методах научного познания);
    требование доступности (выражается в определении степени теоретической сложности и глубины изложения учебного материала, тесно связано с учетом индивидуальных особенностей мыслительной деятельности и памяти обучаемых, а так же с уровнем их подготовки и развития);
    требование проблемности обучения (актуализация данного требования обусловлена тем, что когда обучаемый сталкивается с проблемной ситуацией, которую ему надо разрешить, его мыслительная активность возрастает; при использовании компьютерного демонстрационного эксперимента возможна более яркая наглядная постановка учебной проблемы и не менее яркое представление путей ее решения);
    требование наглядности (следует отметить, что компьютерное представление учебной информации отличается высоким качеством, динамичностью, направленностью на полисенсорное восприятие информации, следовательно, можно существенно повысить наглядность обучения за счет использования возможностей компьютерного представления информации).
    2)Экспертная оценка качества ЭСОН позволяет повысить обоснованность выводов за счет привлечения к этой работе опытного эксперта или экспертов. При этом экспертиза электронных программно-методических и технологических средств учебного назначения заключается в утверждении компетентного мнения большинства экспертов, знающих данную область и имеющих научно-практический потенциал для принятия решения.

    Экспертная оценка качества электронных средств учебного (образовательного) назначения предполагает осуществление комплексной психолого-педагогической, содержательно-методической, дизайнэргономической и техникотехнологической экспертизы, причем экспертно-аналитическая оценка психолого-педагогического и программно-технического качества ЭСОН и целесообразности его использования в процессе обучения основана на трехэтапной деятельности эксперта (анализ, экспертиза, формирование рекомендаций по доработке) с последующей апробацией экспертируемого программного средства в учебном процессе (возможности цикла )

    ОтветитьУдалить
  12. 1)1)Дидактические требования
    требование научности (включает в себя: соответствие содержания образования уровню современной науки; создание у обучающихся верных представлений об общих методах научного познания);
    требование доступности (выражается в определении степени теоретической сложности и глубины изложения учебного материала, тесно связано с учетом индивидуальных особенностей мыслительной деятельности и памяти обучаемых, а так же с уровнем их подготовки и развития);
    требование проблемности обучения (актуализация данного требования обусловлена тем, что когда обучаемый сталкивается с проблемной ситуацией, которую ему надо разрешить, его мыслительная активность возрастает; при использовании компьютерного демонстрационного эксперимента возможна более яркая наглядная постановка учебной проблемы и не менее яркое представление путей ее решения);
    требование наглядности (следует отметить, что компьютерное представление учебной информации отличается высоким качеством, динамичностью, направленностью на полисенсорное восприятие информации, следовательно, можно существенно повысить наглядность обучения за счет использования возможностей компьютерного представления информации);
    требование активизации самостоятельной деятельности (данное требование выполняется в некоторой мере, так как обеспечивается самостоятельная разработка и составление обучаемыми индивидуальных моделей);
    требование адаптивности (означает приспособление процесса обучения к индивидуальным возможностям обучаемого – к уровню знаний, умений, психологическим характеристикам того или иного ученика);
    требование интерактивности (предполагает диалог программы и пользователя);
    требование развития интеллектуального потенциала (подразумевает формирование различных стилей мышления; умений принимать оптимальное решение в проблемной ситуации; определенных умений по обработке информации).
    Методические требования
    Они предполагают учитывать своеобразие и особенность конкретного учебного материала, специфику изучаемой науки, его понятийного аппарата, методов исследования и реализации обработки информации. Необходимо, чтобы был обоснован выбор темы учебного предмета при разработке педагогических программных средств с помощью аргументации педагогической целесообразности определения методических целей, достижение которых возможно только при создании данного педагогического средства.
    2) методы оценки электронных средств учебного назначения:экспериментальная
    экспертная
    комплексная

    ОтветитьУдалить
  13. 1)Методические требования
    Они предполагают учитывать своеобразие и особенность конкретного учебного материала, специфику изучаемой науки, его понятийного аппарата, методов исследования и реализации обработки информации. Необходимо, чтобы был обоснован выбор темы учебного предмета при разработке педагогических программных средств с помощью аргументации педагогической целесообразности определения методических целей, достижение которых возможно только при создании данного педагогического средства.
    Дидактические требования
    требование научности (включает в себя: соответствие содержания образования уровню современной науки; создание у обучающихся верных представлений об общих методах научного познания);
    требование доступности (выражается в определении степени теоретической сложности и глубины изложения учебного материала, тесно связано с учетом индивидуальных особенностей мыслительной деятельности и памяти обучаемых, а так же с уровнем их подготовки и развития);
    требование проблемности обучения (актуализация данного требования обусловлена тем, что когда обучаемый сталкивается с проблемной ситуацией, которую ему надо разрешить, его мыслительная активность возрастает; при использовании компьютерного демонстрационного эксперимента возможна более яркая наглядная постановка учебной проблемы и не менее яркое представление путей ее решения);
    требование наглядности (следует отметить, что компьютерное представление учебной информации отличается высоким качеством, динамичностью, направленностью на полисенсорное восприятие информации, следовательно, можно существенно повысить наглядность обучения за счет использования возможностей компьютерного представления информации);
    требование активизации самостоятельной деятельности (данное требование выполняется в некоторой мере, так как обеспечивается самостоятельная разработка и составление обучаемыми индивидуальных моделей);
    требование адаптивности (означает приспособление процесса обучения к индивидуальным возможностям обучаемого – к уровню знаний, умений, психологическим характеристикам того или иного ученика);
    требование интерактивности (предполагает диалог программы и пользователя);
    требование развития интеллектуального потенциала (подразумевает формирование различных стилей мышления; умений принимать оптимальное решение в проблемной ситуации; определенных умений по обработке информации).

    2) *экспертные
    *аналитические

    ОтветитьУдалить
  14. 1. Методические требования
    Они предполагают учитывать своеобразие и особенность конкретного учебного материала, специфику изучаемой науки, его понятийного аппарата, методов исследования и реализации обработки информации. Необходимо, чтобы был обоснован выбор темы учебного предмета при разработке педагогических программных средств с помощью аргументации педагогической целесообразности определения методических целей, достижение которых возможно только при создании данного педагогического средства.
    Дидактическое требование предполагают, что педагогические программные средства предоставляют научно-достоверные сведения в области изучаемой науки. При этом использование возможности моделирования или имитации изучаемых объектов, явлений или процессов. При этом обучаемый привыкает к экспериментально-исследовательской деятельности, способствующей развитию его творческого потенциала в определении закономерностей изучаемых явлений, и позволяет приблизить учебный эксперимент к научным методам исследования.
    2. Методы оценки: дидактические, методические, технические, эргономические, эстетические.

    ОтветитьУдалить
  15. 1) Методические требования более содержательны по своим критериям в отличий от дидактических требований.
    2)Экспертная оценка качества ЭСОН позволяет повысить обоснованность выводов за счет привлечения к этой работе опытного эксперта или экспертов. При этом экспертиза электронных программно-методических и технологических средств учебного назначения заключается в утверждении компетентного мнения большинства экспертов, знающих данную область и имеющих научно-практический потенциал для принятия решения.

    Экспертная оценка качества электронных средств учебного (образовательного) назначения предполагает осуществление комплексной психолого-педагогической, содержательно-методической, дизайнэргономической и техникотехнологической экспертизы, причем экспертно-аналитическая оценка психолого-педагогического и программно-технического качества ЭСОН и целесообразности его использования в процессе обучения основана на трехэтапной деятельности эксперта (анализ, экспертиза, формирование рекомендаций по доработке) с последующей апробацией экспертируемого программного средства в учебном процессе (возможности цикла )

    ОтветитьУдалить
  16. 1)Методы оценки:дидактические
    методические
    технические
    эргономические
    эстетические
    2)Дидактическое требование предполагают, что педагогические программные средства предоставляют научно-достоверные сведения в области изучаемой науки. При этом использование возможности моделирования или имитации изучаемых объектов, явлений или процессов. При этом обучаемый привыкает к экспериментально-исследовательской деятельности, способствующей развитию его творческого потенциала в определении закономерностей изучаемых явлений, и позволяет приблизить учебный эксперимент к научным методам исследования.
    Методические требования предполагают учет своеобразия и особенности конкретизации учебного предмета;учет современных методов обработки информации

    ОтветитьУдалить