понедельник, 18 февраля 2013 г.

Лекция 1. Информатизация образования как фактор развития общества. Цели и задачи использования ИКТ в образовании

Вы прослушали материал лекции и получили самостоятельно с помощью Интернета некоторую информацию. Разместите в блоге свой комментарий, обязательно ответив на следующие вопросы:
  1. Чем отличается информационное взаимодействие в традиционной системе обучения от информационного взаимодействия с использованием средств обучения, функционирующих на базе ИКТ?
  2. Что называют распределенным информационным ресурсом образовательного назначения?
  3. Как вы понимаете словосочетание "интерактивность информационного взаимодействия"?

15 комментариев:

  1. 1) Информационное взаимодействие в традиционной системе обучения скучно и неинтересно,где - то даже долго, информационное взаимодействие с использованием средств обучения происходит гораздо интереснее, быстрее, проще:
    • Незамедлительная обратная связь между пользователем и средствами ИТК, определяющая реализацию интерактивного диалога, характерного тем, что каждый запрос пользователя вызывает ответное действие системы и, наоборот, реплика последней требует реакции пользователя;
    • визуализация учебной информации об изучаемом объекте, процессе (наглядное представление на экране: объекта, его составных частей или их моделей; процесса или его модели; графической интерпретации исследуемой закономерности, изучаемого процесса);
    • моделирование и интерпретация информации об изучаемых или исследуемых объектах, их отношений, процессов, явлений — как реальных, так и виртуальных (представление на экране математической, информационно-описательной, наглядной модели адекватно оригиналу);
    • архивирование, хранение больших объемов информации с возможностью легкого доступа к ней, ее передачи, тиражирования;
    • автоматизация процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности, а также обработки результатов учебного эксперимента с возможностью многократного повторения фрагмента или самого эксперимента;
    • автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля за результатами усвоения, которая включает в себя автоматизацию проектирования, оперативного планирования и управления образовательным процессом в учебном заведении, автоматизацию информационной деятельности и информационного взаимодействия между участниками образовательного процесса с помощью локальных и глобальной компьютерных сетей.


    2)Под распределенным информационным образовательным ресурсом (РИОР) будем понимать (в соответствии с разработками И.В. Роберт, В.А. Касторновой, Ю.А. Прозоровой и др.) информационный ресурс образовательного назначения (учебно-методические материалы, представленные в электронном виде как текст, графика, звук, видео-изображение), размещенный на различных Web-серверах, представленный в формате, обеспечивающем интерактивное взаимодействие с ним и технико-технологическую поддержку его функционирования в локальных и глобальной сетях.


    3) В широком смысле интерактивное информационное взаимодействие предполагает взаимодействие (или диалог, дискуссия) вообще любых субъектов друг с другом с использованием доступных им средств и методов. При этом предполагается активное участие в диалоге обеих сторон - обмен вопросами и ответами, управление ходом диалога, контроль за выполнением принятых решений и т.п. Телекоммуникационная среда, предназначенная для общения миллионов людей друг с другом, является априори интерактивной средой. При дистанционном обучении субъектами в интерактивном взаимодействии будут выступать преподаватели и студенты, а средствами осуществления подобного взаимодействия - электронная почта, телеконференции, диалоги в режиме реального времени и т.д

    ОтветитьУдалить
  2. 1. Традиционные принципы обучения уже давно устарели стали не неинтересными для детей, выросших в компьютеризированном обществе.Информационное взаимодействие с использованием средств обучения происходит гораздо интереснее, быстрее, проще. ИКТ так же необходимы для привлечения детей и сохранения их интереса на уроках.
    2. Распределенные информационные ресурсы - это совокупность данных, организованных для получения достоверной информации в самых разных областях знаний и практической деятельности.
    3. Интерактивность информационного взаимодействия представляет собой взаимный обмен информацией.

    ОтветитьУдалить
  3. 1)При традиционном обучении основными активными участниками учебного информационного взаимодействия являются два компонента – обучающий и обучаемый. При использовании средства обучения, функционирующего на базе ИКТ, появляется интерактивный партнер как для обучаемого, так и для обучающего, в результате чего обратная связь осуществляется между тремя компонентами учебного информационного взаимодействия. Роль обучающего как единственного источника учебной информации, обладающего возможностью осуществления обратной связи, изменяется . Время, затраченное ранее обучающим на пересказ учебных материалов, высвобождается для решения творческих и управляющих задач. Роль обучаемого также меняется. Обучающийся переходит на более сложный путь поиска, выбора информации, ее обработки и передачи.
    2)Распределенный информационный ресурс образовательного назначения – совокупность научно-педагогической, учебно-методической, хрестоматийной, нормативно-инструктивной, технической, организационной информации, программных средств и систем образовательного назначения, представленных в формате, обеспечивающем их технико-технологическую поддержку в локальных и глобальной сетях и хранящихся на различных серверах.
    3)это способность информационно-коммуникационной системы, активно и разнообразно реагировать на действия пользователя, диалог друг с другом и т.д.

    ОтветитьУдалить
  4. 1)Информационное взаимодействие с использованием средств обучения, функционирующих на базе информационно-коммуникационных технологий отличается тем что взаимодействие между субъектами процесса обучения становится неотъемлемой частью современной системы образования. ИКТ позволяют разрабатывать и применять принципиально новые средства информационного взаимодействия между обучающимся, обучающим и средствами информатизации и коммуникации.
    2)Совокупность научно-педагогической, учебно-методической, хрестоматийной, нормативно- инструктивной, технической, организационной информации, программных средств и сис-
    тем образовательного назначения, представленных в формате, обеспечивающем их технико-технологическую поддержку в локальных и глобальной сетях и хранящихся на различных серверах.
    3)Интерактивность информационного взаимодействия взаимообмен информацией.

    ОтветитьУдалить
  5. 1.. Традиционное средство обучения, не обладая интерактивностью, является либо источником определенной учебной или учебно-методической информации, которую может использовать ученик или учитель, либо выполнять определенные методические, организационные функции под руководством учителя. Примером этого взаимодействия могут служить лекционные занятия, осуществляемые с привлечением настенных демонстрационных таблиц, раздаточного материала, учебных или демонстрационных видеофильмов, практические занятия с использованием лабораторного оборудования, стендов, приборов и пр.
    Информационного взаимодействия образовательного назначения ученик пользуется только той информацией, которую ему предоставляет учитель или средство обучения, не обладающее интерактивностью. Сам ученик является «потребителем» учебной информации даже в случае самостоятельной работы с книгой или другим средством обучения. Его активность ограничивается лишь возможностью поиска информации из книг или других традиционных средств обучения, не обладающих возможностью отвечать на его вопросы или каким-то образом реагировать на его неправильные действия.
    2..Информационный ресурс может быть расположен на едином накопителе (сервере), содержащем все основные приложения, необходимые для изучения определенной предметной области, либо на нескольких серверах, расположенных в разных городах и странах. В любом случае за внесение изменений в систему отвечает строго ограниченный круг лиц, однако выслать свои материалы или принять участие в обсуждении любого вопроса могут все желающие .
    3.Сущность взаимодействия путем передачи какой-либо информации.

    ОтветитьУдалить
  6. 1 Информационное взаимодействие с использованием средств обучения, функционирующих на базе информационно-коммуникационных технологий отличается тем что средства информационных и коммуникационных технологий, используемые вместе с учебно-методическими, нормативно-техническими и организационно-инструктивными материалами, обеспечивающими реализацию оптимальной технологии их педагогического использования
    2 Распределенный информационный ресурс образовательного назначения — совокупность научно-педагогической, учебно-методической, хрестоматийной, нормативно-инструктивной, технической, организационной информации, программных средств и систем образовательного назначения, представленных в формате, обеспечивающем их технико- технологическую поддержку в локальных и глобальной сетях и хранящихся на различных серверах.
    3 Интерактивность информационного взаимодействия, предполагает осуществление поиска, отбора, применения, передачи информации, информационного обмена и взаимодействия.

    ОтветитьУдалить
  7. 1.Учебный материал и традиционные средства обучения не обеспечивают обратной связи, не являются активными компонентами учебного взаимодействия. Учитель и ученик могут обращаться к учебному материалу, обратная связь при этом отсутствует само средство обучения подобной активностью не обладает. Связь может быть только односторонней.Использование современных средств обучения, реализующих уникальные дидактические возможности ИКТ, заметно влияет на уже существующие связи между учеником, учителем и средством обучения, а также способствует появлению обратной связи между учителем и средством обучения, учеником и средством обучения.
    В этом случае существует двухсторонняя связь между всеми участниками учебного взаимодействия: учеником, учителем и средством обучения.
    2.Совокупность научно-педагогической, учебно-методической, хрестоматийной, нормативно-инструктивной, технической, организационной информации, программных средств и систем образовательного назначения, представленных в формате, обеспечивающем их технико-технологическую поддержку в локальных и глобальной сетях и хранящихся на различных серверах.
    3.Выражение степени, в которой третье по порядку (или позднее) сообщение, связано с уровнем взаимодействия предыдущего информационного обмена (сообщений) с еще более ранними обменами (сообщениями).

    ОтветитьУдалить
  8. 1) При использовании средства обучения, функционирующего на базе ИКТ, появляется интерактивный партнер как для обучающегося (обучаемого), так и для обучающего, в результате чего обратная связь осуществляется между тремя компонентами учебного информационного взаимодействия. Роль обучающего (учителя, преподавателя) как единственного источника учебной информации, обладающего возможностью осуществления обратной связи, изменяется (смещается в направлении кураторства, наставничества, руководства). Время, затрачиваемое ранее обучающим на пересказ учебных материалов, высвобождается для решения творческих и управленческих задач. Обучаемый (обучающийся) также переходит на более сложный путь поиска, выбора (например, по определенным признакам, представленным преподавателем или учителем) учебной информации, ее обработки, преобразования, передачи. При этом целью процесса обучения становится не «пассивное потребление информации», а «активное преобразование информации» и в более совершенном варианте – самостоятельная постановка обучаемым учебной задачи (проблемы), выдвижение гипотезы для ее разрешения, проверка ее правильности и формулирование выводов и обобщений (например, по искомой закономерности). Это приводит к изменению структуры представления учебного материала, состава и содержания учебно-методического обеспечения образовательного процесса.

    2) Под распределенным информационным образовательным ресурсом (РИОР) будем понимать информационный ресурс образовательного назначения (учебно-методические материалы, представленные в электронном виде как текст, графика, звук, видео-изображение), размещенный на различных Web-серверах, представленный в формате, обеспечивающем интерактивное взаимодействие с ним и технико-технологическую поддержку его функционирования в локальных и глобальной сетях.

    3) В широком смысле интерактивное информационное взаимодействие предполагает взаимодействие (или диалог, дискуссия) вообще любых субъектов друг с другом с использованием доступных им средств и методов. При этом предполагается активное участие в диалоге обеих сторон - обмен вопросами и ответами, управление ходом диалога, контроль за выполнением принятых решений и т.п. Телекоммуникационная среда, предназначенная для общения миллионов людей друг с другом, является априори интерактивной средой. При дистанционном обучении субъектами в интерактивном взаимодействии будут выступать преподаватели и студенты, а средствами осуществления подобного взаимодействия - электронная почта, телеконференции, диалоги в режиме реального времени и т.д

    ОтветитьУдалить
  9. 1)Компьютеризация школьного образования относится к числу крупномасштабных инноваций, пришедших в российскую школу в последние десятилетия. В настоящее время принято выделять следующие основные направления внедрения компьютерной техники в образовании:
    *использование компьютерной техники в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его качество и эффективность;
    *использование компьютерных технологий в качестве инструментов обучения, познания себя и действительности;
    *рассмотрение компьютера и других современных средств информационных технологий в качестве объектов изучения;
    *использование средств новых информационных технологий в качестве средства творческого развития обучаемого;
    *использование компьютерной техники в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики;
    *организация коммуникаций на основе использования средств информационных технологий с целью передачи и приобретения педагогического опыта, методической и учебной литературы;
    *использование средств современных информационных технологий для организации интеллектуального досуга;
    *интенсификация и совершенствование управления учебным заведением и учебным процессом на основе использования системы современных информационных технологий.
    2)Распределенный информационный ресурс образовательного назначения совокупность научно-педагогической, учебно-методической, хрестоматийной, нормативно-инструктивной, технической, организационной информации, программных средств и систем образовательного назначения, представленных в формате, обеспечивающем их технико-технологическую поддержку в локальных и глобальной сетях и хранящихся на различных серверах.
    3)Интерактивность — это способность информационно-коммуникационной системы, активно и разнообразно реагировать на действия пользователя. Говорят, что система «умная», то есть обладает каким-то интеллектом.
    В данном смысле, возможность позвонить или отправить SMS в какую-либо телевизионную программу во время эфира еще не есть интерактивность. Хотя, если вся информация, полученная от телезрителей или пользователей, будет определенным образом обрабатываться, освещаться в эфире в текущем времени (или с небольшой задержкой), и на ее основе будут вырабатываться конкретные решения (из достаточно большого множества имеющихся), то эту систему можно будет назвать интерактивной (в общем — квазиинтерактивной).
    В Интернете одним из участников взаимодействия является, безусловно, человек. Для того же, чтобы говорить о другом субъекте, следует выделить цели, преследуемые человеком в Интернете:
    получение информации;
    общение с другими людьми.
    Взаимодействие может осуществляться с:
    ресурсом Интернета;
    другим человеком, с которым данный пользователь осуществляет общение посредством служб Интернета (электронная почта, ICQ, web-форум и пр.).

    ОтветитьУдалить
  10. 1) Традиционные принципы обучения уже давно устарели стали не неинтересными для детей, выросших в компьютеризированном обществе.Информационное взаимодействие с использованием средств обучения происходит гораздо интереснее, быстрее, проще. ИКТ так же необходимы для привлечения детей и сохранения их интереса на уроках.
    2)Распределенный информационный ресурс образовательного назначения совокупность научно-педагогической, учебно-методической, хрестоматийной, нормативно-инструктивной, технической, организационной информации, программных средств и систем образовательного назначения, представленных в формате, обеспечивающем их технико-технологическую поддержку в локальных и глобальной сетях и хранящихся на различных серверах.
    3)интерактивное информационное взаимодействие предполагает взаимодействие (или диалог, дискуссия) вообще любых субъектов друг с другом с использованием доступных им средств и методов. При этом предполагается активное участие в диалоге обеих сторон - обмен вопросами и ответами, управление ходом диалога, контроль за выполнением принятых решений и т.п. Телекоммуникационная среда, предназначенная для общения миллионов людей друг с другом, является априори интерактивной средой. При дистанционном обучении субъектами в интерактивном взаимодействии будут выступать преподаватели и студенты, а средствами осуществления подобного взаимодействия - электронная почта, телеконференции, диалоги в режиме реального времени и т.д

    ОтветитьУдалить
  11. Отличительные признаки традиционной классно-урочной технологии:
    учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения;
    класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию. Вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и то же время года и в заранее определенные часы дня;
    основной единицей занятий является урок;
    урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего уча-щиеся класса работают над одним и тем же материалом;
    работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы каждого ученика и в конце учебного года принимает решение о переводе уча-щихся в следующий класс;
    учебники применяются в основном для домашней работы.
    изучение и применение ИКТ в учебном процессе позволяет получить учащимся навыки и квалификации, необходимые для жизни и работы в современном обществе;
    ИКТ являются эффективным инструментом для развития новых форм и методов обучения, повышающих качество образования;
    широкое применение ИКТ создает условия для повышения доступности образования, для перехода от обучения на всю жизнь к обучению через всю жизнь (Life Long Learning – LLL-парадигма), обеспечивающему постоянную адаптацию к условиям развития информационного общества и экономики, основанной на знании.
    2) информационное взаимодействие, направленное на обеспечение деятельности ученика по:

    · освоению, закреплению, применению ЗУН в условиях информационной коммуникации

    · стимулированию к поиску учебной информации

    · решению учебных задач на базе использования ИР интернет

    · самооценке учебных достижений

    · осознанию социальной значимости культурных ценностей, человеческого опыта, процессов, явлений, рассматриваемых в условиях использования ИР интернет (освоение культуры, культурных ценностей, норм поведения)
    3)Интерактивность – взаимодействие человека и чего-либо (или кого-либо) посредством Интернета. «Что-либо» это разные поисковые системы, сайты и другие ресурсы. «Кто-либо» это… кто-либо. Одноклассник, злобная теща, прекрасная фея (типа Анджелины Джоли) или мохнобородый байкер могут быть вашими интерактивными собеседниками, с которыми вы осуществляете процесс виртуального взаимодействия. То есть тот самый интерактивный собеседник. Интерактивность имеет такую характеристику как степень. Степень интерактивности – показатель того, как быстро юзер может добиться своей цели в Интернете, даже если у него руки растут значительно ниже талии и на них только один палец. Кстати, общаться же в наше время можно даже не письменно. Такую возможность предоставляют различные интерактивные видео-чаты. Степень интерактивности характеризует также комфортность использования тех или иных служб (почты, форума и т.д.), собственно говоря, в данном случае степень интерактивности это аналог такого понятия как «удобство интерфейса». Элементы интерактивности – это все функции сайта (то бишь программные модули), которые обеспечивают взаимодействие конкретного человека с сайтом или другими людьми, посредством этих модулей.

    ОтветитьУдалить
  12. 1)При традиционном обучении основными активными участниками учебного информационного взаимодействия являются два компонента – обучающий и обучаемый. При использовании средства обучения, функционирующего на базе ИКТ, появляется интерактивный партнер как для обучаемого, так и для обучающего, в результате чего обратная связь осуществляется между тремя компонентами учебного информационного взаимодействия. Роль обучающего как единственного источника учебной информации, обладающего возможностью осуществления обратной связи, изменяется . Время, затраченное ранее обучающим на пересказ учебных материалов, высвобождается для решения творческих и управляющих задач. Роль обучаемого также меняется. Обучающийся переходит на более сложный путь поиска, выбора информации, ее обработки и передачи.
    2)Распределенный информационный ресурс образовательного назначения совокупность научно-педагогической, учебно-методической, хрестоматийной, нормативно-инструктивной, технической, организационной информации, программных средств и систем образовательного назначения, представленных в формате, обеспечивающем их технико-технологическую поддержку в локальных и глобальной сетях и хранящихся на различных серверах.
    3) В широком смысле интерактивное информационное взаимодействие предполагает взаимодействие (или диалог, дискуссия) вообще любых субъектов друг с другом с использованием доступных им средств и методов. При этом предполагается активное участие в диалоге обеих сторон - обмен вопросами и ответами, управление ходом диалога, контроль за выполнением принятых решений и т.п. Телекоммуникационная среда, предназначенная для общения миллионов людей друг с другом, является априори интерактивной средой. При дистанционном обучении субъектами в интерактивном взаимодействии будут выступать преподаватели и студенты, а средствами осуществления подобного взаимодействия - электронная почта, телеконференции, диалоги в режиме реального времени.

    ОтветитьУдалить
  13. 1) Традиционные принципы обучения уже давно устарели стали не неинтересными для детей, выросших в компьютеризированном обществе.Информационное взаимодействие с использованием средств обучения происходит гораздо интереснее, быстрее, проще. ИКТ так же необходимы для привлечения детей и сохранения их интереса на уроках.
    2)Распределенный информационный ресурс образовательного назначения совокупность научно-педагогической, учебно-методической, хрестоматийной, нормативно-инструктивной, технической, организационной информации, программных средств и систем образовательного назначения, представленных в формате, обеспечивающем их технико-технологическую поддержку в локальных и глобальной сетях и хранящихся на различных серверах.
    3)интерактивное информационное взаимодействие предполагает взаимодействие (или диалог, дискуссия) вообще любых субъектов друг с другом с использованием доступных им средств и методов. При этом предполагается активное участие в диалоге обеих сторон - обмен вопросами и ответами, управление ходом диалога, контроль за выполнением принятых решений и т.п. Телекоммуникационная среда, предназначенная для общения миллионов людей друг с другом, является априори интерактивной средой. При дистанционном обучении субъектами в интерактивном взаимодействии будут выступать преподаватели и студенты, а средствами осуществления подобного взаимодействия - электронная почта, телеконференции, диалоги в режиме реального времени и т.д

    ОтветитьУдалить
  14. 1.Учебный материал и традиционные средства обучения не обеспечивают обратной связи, не являются активными компонентами учебного взаимодействия. Учитель и ученик могут обращаться к учебному материалу, обратная связь при этом отсутствует само средство обучения подобной активностью не обладает. Связь может быть только односторонней.Использование современных средств обучения, реализующих уникальные дидактические возможности ИКТ, заметно влияет на уже существующие связи между учеником, учителем и средством обучения, а также способствует появлению обратной связи между учителем и средством обучения, учеником и средством обучения.
    В этом случае существует двухсторонняя связь между всеми участниками учебного взаимодействия: учеником, учителем и средством обучения.
    2.Совокупность научно-педагогической, учебно-методической, хрестоматийной, нормативно-инструктивной, технической, организационной информации, программных средств и систем образовательного назначения, представленных в формате, обеспечивающем их технико-технологическую поддержку в локальных и глобальной сетях и хранящихся на различных серверах.
    3.Выражение степени, в которой третье по порядку (или позднее) сообщение, связано с уровнем взаимодействия предыдущего информационного обмена (сообщений) с еще более ранними обменами (сообщениями).

    ОтветитьУдалить
  15. 1)При традиционном обучении основными активными участниками учебного информационного взаимодействия являются два компонента – обучающий и обучаемый. При использовании средства обучения, функционирующего на базе ИКТ, появляется интерактивный партнер как для обучаемого, так и для обучающего, в результате чего обратная связь осуществляется между тремя компонентами учебного информационного взаимодействия. Роль обучающего как единственного источника учебной информации, обладающего возможностью осуществления обратной связи, изменяется . Время, затраченное ранее обучающим на пересказ учебных материалов, высвобождается для решения творческих и управляющих задач. Роль обучаемого также меняется. Обучающийся переходит на более сложный путь поиска, выбора информации, ее обработки и передачи
    2)2)Под распределенным информационным образовательным ресурсом (РИОР) будем понимать (в соответствии с разработками И.В. Роберт, В.А. Касторновой, Ю.А. Прозоровой и др.) информационный ресурс образовательного назначения (учебно-методические материалы, представленные в электронном виде как текст, графика, звук, видео-изображение), размещенный на различных Web-серверах, представленный в формате, обеспечивающем интерактивное взаимодействие с ним и технико-технологическую поддержку его функционирования в локальных и глобальной сетях.
    3)интерактивность информационного взаимодей представляет собой взаимообмен информации

    ОтветитьУдалить